Методы и логика исследования в методике обучения географии

Анализ

– это расчленение (мысленное или реальное) объекта на составляющие его элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез

– соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез всегда связан с анализом.

Индукция

– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе или общему утверждению; различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов.

Дедукция

– цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования; началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).

Абстрагирование

– отвлечение от частных свойств и связей объекта и выделение существенных свойств и связей этого объекта.

Обобщение

– переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области реальной действительности.

Сравнение

– вычленение в сопоставляемых объектах признаков их общности и различия.

Отбор методов исследования и их успешное применение предполагают хорошее знание литературы по избранной теме – учебной, психолого-педагогической, географической, экологической, философской (18,19,45,88,89,93).

.ЛОГИКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое методическое исследование предполагает определенную логику его проведения. Логика методического исследования – это построение его взаимосвязанных этапов, вытекающих один из другого. И хотя каждое исследование индивидуально, но все же представляется возможным построить некоторую общую логическую схему, опора на которую помогает успешному планированию и организации работы по любой методической проблеме. В одном из пособий по методике обучения географии (93) предлагается следующая логика исследования:

Таблица 1

ЛОГИКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(по Л.М.Панчешниковой)

н/н

Этапы:

Пример:

1.

Установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и опытом школы) и ее формулировка

Приемы работы с учебником в 9-10 классах

2.

Выдвижение гипотезы

Качество знаний и умений учащихся будет выше, если:

- Они ознакомились со структурой и методическим оформлением учебника;

- Овладели способами использования отдельных элементов его методического оформления;

- Учебник широко применяется на уроках в процессе изучения нового материала, при проверке и обобщении знаний;

- На уроках ведется систематическая работа с текстом, цифровым материалом, картами, рисунками, вопросами и заданиями учебника.

3.

Формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверки гипотезы

Определение рациональных приемов работы:

- С текстом;

- С цифровым материалом;

- С картами и рисунками;

- С вопросами и заданиями рисунка.

4.

Выбор методов исследования

Системно-структурный подход в сочетании с принципами историзма и моделирования к анализу методического оформления учебника, наблюдения на уроках, эксперимент.

5.

Подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой задачи

Разработка тематических и поурочных планов, заданий и дидактического раздаточного материала для самостоятельной работы учащихся с различными элементами методического оформления учебника на разных этапах урока, указаний о порядке умственных или практических действий учащихся и т.д.

6.

Проведение эксперимента

В экспериментальных классах ведется систематическая работа с учебником; в контрольных классах учебник используется традиционно.

7.

Формулировка выводов исследования

В выводах отмечается, как влияет работа с учебников на уроках на уровень знаний и умений учащихся, какие приемы работы с учебником наиболее эффективны.

8.

Показ практической значимости полученных результатов

Результаты исследования используются для составления на их базе методических рекомендаций для учителя и учащихся по работе с учебником.

9.

Пропаганда и внедрение результатов исследований в реальную школьную практику.

Пропаганда и внедрение полученных результатов и методических рекомендаций в школьную практику через систему повышения квалификации педагогических кадров и опубликование серии статей, книг для учителя и учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по географии

Топливно-энергетический комплекс
Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного ...