Методы и логика исследования в методике обучения географии
Анализ
– это расчленение (мысленное или реальное) объекта на составляющие его элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез
– соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез всегда связан с анализом.
Индукция
– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе или общему утверждению; различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов.
Дедукция
– цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования; началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).
Абстрагирование
– отвлечение от частных свойств и связей объекта и выделение существенных свойств и связей этого объекта.
Обобщение
– переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области реальной действительности.
Сравнение
– вычленение в сопоставляемых объектах признаков их общности и различия.
Отбор методов исследования и их успешное применение предполагают хорошее знание литературы по избранной теме – учебной, психолого-педагогической, географической, экологической, философской (18,19,45,88,89,93).
.ЛОГИКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое методическое исследование предполагает определенную логику его проведения. Логика методического исследования – это построение его взаимосвязанных этапов, вытекающих один из другого. И хотя каждое исследование индивидуально, но все же представляется возможным построить некоторую общую логическую схему, опора на которую помогает успешному планированию и организации работы по любой методической проблеме. В одном из пособий по методике обучения географии (93) предлагается следующая логика исследования:
Таблица 1
ЛОГИКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(по Л.М.Панчешниковой)
н/н |
Этапы: |
Пример: |
1. |
Установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и опытом школы) и ее формулировка |
Приемы работы с учебником в 9-10 классах |
2. |
Выдвижение гипотезы |
Качество знаний и умений учащихся будет выше, если: - Они ознакомились со структурой и методическим оформлением учебника; - Овладели способами использования отдельных элементов его методического оформления; - Учебник широко применяется на уроках в процессе изучения нового материала, при проверке и обобщении знаний; - На уроках ведется систематическая работа с текстом, цифровым материалом, картами, рисунками, вопросами и заданиями учебника. |
3. |
Формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверки гипотезы |
Определение рациональных приемов работы: - С текстом; - С цифровым материалом; - С картами и рисунками; - С вопросами и заданиями рисунка. |
4. |
Выбор методов исследования |
Системно-структурный подход в сочетании с принципами историзма и моделирования к анализу методического оформления учебника, наблюдения на уроках, эксперимент. |
5. |
Подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой задачи |
Разработка тематических и поурочных планов, заданий и дидактического раздаточного материала для самостоятельной работы учащихся с различными элементами методического оформления учебника на разных этапах урока, указаний о порядке умственных или практических действий учащихся и т.д. |
6. |
Проведение эксперимента |
В экспериментальных классах ведется систематическая работа с учебником; в контрольных классах учебник используется традиционно. |
7. |
Формулировка выводов исследования |
В выводах отмечается, как влияет работа с учебников на уроках на уровень знаний и умений учащихся, какие приемы работы с учебником наиболее эффективны. |
8. |
Показ практической значимости полученных результатов |
Результаты исследования используются для составления на их базе методических рекомендаций для учителя и учащихся по работе с учебником. |
9. |
Пропаганда и внедрение результатов исследований в реальную школьную практику. |
Пропаганда и внедрение полученных результатов и методических рекомендаций в школьную практику через систему повышения квалификации педагогических кадров и опубликование серии статей, книг для учителя и учащихся. |
Другое по географии
Принципы районирования в России
Россия, как крупнейшее федеративное государство мира,
имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные
регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными
чертами ...