Сфера услуг.

Сфера услуг — основная отрасль американской экономики, которую можно назвать многовекторной. Она включает традиционные услуги — торговлю, банковское дело, образование, медицину, транспорт, туризм и т.д. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых, управленческих и прогрессирующих информационных технологий.

О роли этой сферы в экономике говорит уже то, что в начале XXI в. здесь было сосредоточено около 80% занятых.

Характеристика основных отраслей сферы услуг.

По статистическому классификатору в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам отнесены 16.

Оптовая и розничная торговля. Традиционно самыми значительными по объему являются отрасли торговых услуг. Торговля — одна из заметных и по вкладу в национальную экономику, и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов отрасль. На ее долю приходится 15,9% ВВП (в 2000 г. ВВП США составил 9824,6 млрд. долл., из них 1568 млрд. долл. приходилось на долю торговли). В этой отрасли занято 31173 тыс. человек, т.е. 22,4% всех занятых в национальном хозяйстве. В 2000 г. вся прибыль корпораций в США составила 876,4 млрд. долл., из которых 81,8 млрд. долл. — прибыль корпораций розничной торговли, 60,5 млрд. долл. — прибыль корпораций оптовой торговли[18].

По данным статистики в оптовой торговле, число предприятий которой составляет 8,9% всех предприятий страны, занято 6,8 млн. человек (5,5% экономически активного населения). Уровень безработицы - 4,8% (2001). Средняя еженедельная зарплата равна 660,7 долл.

Розничная торговля – вторая по численности предприятий (19,5%) и занятых в ней людей (23,5 млн. человек, 18,3% экономически активного населения) отрасль экономики. Средний уровень безработицы 6% (2001). Средняя еженедельная заработная плата – 288,5 долл. (2003)[17].

Высокопрофессиональные наукоемкие услуги.

Наука, так же как и образование, формирует и реализует потенциал долговременного действия; является качественной основой экономического развития.

Вложения в эту отрасль с 1960 до 2000 г. увеличились в 20 раз и составляют 264,6 млрд. долл. — около 2,65 % ВВП. Число занятых ученых и инженеров на 1 млн. чел. составляет 4103 чел. Большее количество ученых и инженеров только в Японии — 4960 на 1 млн. чел. 70 % расходов на НИОКР финансирует частный сектор экономики (преимущественно корпорации), и 26 % — федеральный бюджет. Остальное приходится на долю университетов и колледжей, бесприбыльных организаций. Области научной работы определены кругом проблем, связанных с усовершенствованием информационных систем и полупроводниковых технологий; с сокращением потребления природных ресурсов и заменой их синтетическими материалами; геодезическими исследованиями, особенно в области охраны окружающей среды.

Транспорт. США располагают хорошо развитой сетью сообщения всех видов транспорта почти на всей территории страны, за исключением Аляски.

Транспорт США занимает первое место в мире по большинству общетранспортных показателей. На США приходится около 40% мощности всех тяговых установок и около 30% грузоподъемности всех подвижных средств транспорта капиталистического мира. На транспортную систему США приходится; около 30% мирового внутреннего грузо- и пассажирооборота.

Общая протяженность железных дорог составляет 188 тыс. км. В центре и на востоке страны проходит 10 меридиональных дорог, а вдоль всего Тихооканского побережья — лишь одна такая магистраль.

Во внутренних перевозках и на международных линиях неуклонно возрастает роль автомобильного транспорта. Общая протяженность автодорог составляет около 5 млн. км.

В перевозках объемных массовых грузов важная роль принадлежит внутреннему водному транспорту и морскому каботажу. Протяженность внутренних водных путей равна 28 тыс. км.

Все более возрастает роль трубопроводного транспорта — его сеть (650 тыс. км) покрывает всю страну. По ней обеспечивается передача нефти, нефтепродуктов и газа из районов добычи и производства к центрам потребления.

Морской транспорт имеет главное значение во внешнеэкономических связях. Морской флот состоит из 600 судов (240 из них танкеры).

Авиационный транспорт играет важную роль в перевозках пассажиров. Наиболее крупные аэропорты страны: О’Хейр, Хартсфид, Форт-Уэрт, Стэплтон, Лос-Анджелес[6;18].

Таким образом, сфера услуг – лидер американской экономики. Количественные и качественные параметры состояния сферы услуг в современной экономике определяют уровень жизни населения, характер потребления и возможности воспроизводства человеческого капитала – важнейшего ресурса национального хозяйства.

Другое по географии

Сравнительная экономико-географическая характеристика России и США
В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономиче ...