Сфера услуг.

Сфера услуг — основная отрасль американской экономики, которую можно назвать многовекторной. Она включает традиционные услуги — торговлю, банковское дело, образование, медицину, транспорт, туризм и т.д. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых, управленческих и прогрессирующих информационных технологий.

О роли этой сферы в экономике говорит уже то, что в начале XXI в. здесь было сосредоточено около 80% занятых.

Характеристика основных отраслей сферы услуг.

По статистическому классификатору в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам отнесены 16.

Оптовая и розничная торговля. Традиционно самыми значительными по объему являются отрасли торговых услуг. Торговля — одна из заметных и по вкладу в национальную экономику, и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов отрасль. На ее долю приходится 15,9% ВВП (в 2000 г. ВВП США составил 9824,6 млрд. долл., из них 1568 млрд. долл. приходилось на долю торговли). В этой отрасли занято 31173 тыс. человек, т.е. 22,4% всех занятых в национальном хозяйстве. В 2000 г. вся прибыль корпораций в США составила 876,4 млрд. долл., из которых 81,8 млрд. долл. — прибыль корпораций розничной торговли, 60,5 млрд. долл. — прибыль корпораций оптовой торговли[18].

По данным статистики в оптовой торговле, число предприятий которой составляет 8,9% всех предприятий страны, занято 6,8 млн. человек (5,5% экономически активного населения). Уровень безработицы - 4,8% (2001). Средняя еженедельная зарплата равна 660,7 долл.

Розничная торговля – вторая по численности предприятий (19,5%) и занятых в ней людей (23,5 млн. человек, 18,3% экономически активного населения) отрасль экономики. Средний уровень безработицы 6% (2001). Средняя еженедельная заработная плата – 288,5 долл. (2003)[17].

Высокопрофессиональные наукоемкие услуги.

Наука, так же как и образование, формирует и реализует потенциал долговременного действия; является качественной основой экономического развития.

Вложения в эту отрасль с 1960 до 2000 г. увеличились в 20 раз и составляют 264,6 млрд. долл. — около 2,65 % ВВП. Число занятых ученых и инженеров на 1 млн. чел. составляет 4103 чел. Большее количество ученых и инженеров только в Японии — 4960 на 1 млн. чел. 70 % расходов на НИОКР финансирует частный сектор экономики (преимущественно корпорации), и 26 % — федеральный бюджет. Остальное приходится на долю университетов и колледжей, бесприбыльных организаций. Области научной работы определены кругом проблем, связанных с усовершенствованием информационных систем и полупроводниковых технологий; с сокращением потребления природных ресурсов и заменой их синтетическими материалами; геодезическими исследованиями, особенно в области охраны окружающей среды.

Транспорт. США располагают хорошо развитой сетью сообщения всех видов транспорта почти на всей территории страны, за исключением Аляски.

Транспорт США занимает первое место в мире по большинству общетранспортных показателей. На США приходится около 40% мощности всех тяговых установок и около 30% грузоподъемности всех подвижных средств транспорта капиталистического мира. На транспортную систему США приходится; около 30% мирового внутреннего грузо- и пассажирооборота.

Общая протяженность железных дорог составляет 188 тыс. км. В центре и на востоке страны проходит 10 меридиональных дорог, а вдоль всего Тихооканского побережья — лишь одна такая магистраль.

Во внутренних перевозках и на международных линиях неуклонно возрастает роль автомобильного транспорта. Общая протяженность автодорог составляет около 5 млн. км.

В перевозках объемных массовых грузов важная роль принадлежит внутреннему водному транспорту и морскому каботажу. Протяженность внутренних водных путей равна 28 тыс. км.

Все более возрастает роль трубопроводного транспорта — его сеть (650 тыс. км) покрывает всю страну. По ней обеспечивается передача нефти, нефтепродуктов и газа из районов добычи и производства к центрам потребления.

Морской транспорт имеет главное значение во внешнеэкономических связях. Морской флот состоит из 600 судов (240 из них танкеры).

Авиационный транспорт играет важную роль в перевозках пассажиров. Наиболее крупные аэропорты страны: О’Хейр, Хартсфид, Форт-Уэрт, Стэплтон, Лос-Анджелес[6;18].

Таким образом, сфера услуг – лидер американской экономики. Количественные и качественные параметры состояния сферы услуг в современной экономике определяют уровень жизни населения, характер потребления и возможности воспроизводства человеческого капитала – важнейшего ресурса национального хозяйства.

Другое по географии

География электроэнергетической промышленности
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека, энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Просчёты этой области имеют серьёзные последствия. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и раб ...