Характеристика Приволжского федерального округа

АПК Приволжского федерального округа играет большую роль в межрегиональном территориальном разделении труда. Сельское хозяйство и пищевая промышленность округа занимают одно из ведущих мест в Российской Федерации. Здесь производится свыше 1/4 зерна, картофеля, овощей, мяса, молока, яиц и другой сельскохозяйственной продукции страны.

Размещение и специализация сельского хозяйства федерального округа во многом определяется природно-климатическими условиями. В более северных лесных областях ведущая роль принадлежит животноводству, в лесостепных и степных областях — растениеводству. Регионы Среднего Поволжья (Саратовская, Самарская области, Татарстан), а также Оренбургская область и отчасти Башкортостан имеют самую высокую распаханность территории, это один из ведущих зерновых районов России. В посевных площадях безусловным лидером является пшеница, выращиваются также рожь, овес, ячмень, крупяные культуры (просо, гречиха), сахарная свекла, подсолнечник. Развито производство картофеля и овощебахчевых культур. В Нижегородской и Кировской областях выращивается лен-долгунец, в Мордовии — конопля, в Чувашии — хмель.

Основной отраслью животноводства является мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. В Башкортостане традиционными отраслями являются коневодство и пчеловодство. Пчеловодство развито также в Мордовии и Чувашии.

В некоторых регионах сельское хозяйство нуждается в орошении и обводнении, например в Оренбургской, Саратовской и Самарской областях, на севере в осушении болот.

Ведущая отрасль пищевой промышленности, имеющая общероссийское значение, — мукомольная; особенно развита эта отрасль в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Нижегородской и Кировской областях. Другой отраслью рыночной специализации федерального округа является производство пищевой соли в Соль-Илецке (Оренбургская область). Во всех крупных городах есть предприятия пищевой промышленности, производящие продукты питания для населения (мясо и мясопродукты, молочные продукты, масло и пр.).

Исключительно выгодно транспортное положение округа — на пересечении главной водной магистрали страны — Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Волгу пересекают также нефте- и газопроводы.

Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.

Через Приволжский федеральный округ проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью. На севере территорию пересекают две железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение: Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Владивосток и Москва — Казань — Екатеринбург — Курган — Омск. Параллельно Волге проходят Приволжская железная дорога.

По территории проходят ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Международное значение имеют система нефтепроводов «Дружба», проходящая от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Беларусь) и далее в европейские страны, две трассы нефтепровода Сургут — Полоцк, пять магистральных газопроводов Уренгой — Центр и один экспортный газопровод Уренгой — Ужгород. ПФО имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по географии

Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...