Проблемы и перспективы дальнейшего развития угольной промышленности

Основные проблемы дальнейшего развития и размещения отрасли связаны с сокращением добычи топлива, происходившим в 90-е годы, что обусловливается общей экономической депрессией в стране, отсутствием современных передовых технологий добычи, моральной и физической изношенностью оборудования для добычи и транспортировки топлива.

Отрасль вступила в период необходимых и чрезвычайно болезненных трансформаций: упразднена жесткая система централизованного планирования и управления, резко сокращены государственные дотации, введены свободные цены на топливо, резко возросли неплатежи, повысились тарифы на железнодорожные перевозки.

В угольной промышленности России действуют сегодня около 1200 предприятий и организаций, 235 шахт и 65 разрезов, занято около 1 млн работающих. Создана компа­ния "Росуголь", которой разработана программа выхода из кризиса угольной промышленности Из общего количества шахт выделено три группы: перспективные, которые надо развивать, — издержки производства на них минимальны; средние, которые надо дотировать для поддержания объемов добычи; неперспектив­ные, которые надо поэтапно закрывать (42 шахты). Потери от закрытия составят около 10 млн т, которые можно ком­пенсировать увеличением добычи на перспективных шах­тах. Однако опыт свидетельствует, что закрытие убыточных шахт на первом этапе в 1,5 раза дороже их содержания.

Начата структурная перестройка угольной промышленности: закрыто 15 шахт, на которых выработка угля составляла от 100 до 300 тонн в год на одного рабочего. Необходимо оздоровление отрасли, решение основных социальных проблем шахтерских коллективов и соблюдение стратегических интересов государства.

Сточные воды предприятий угольной промышленности несут в водоемы большое количество взвешенных веществ: тяжелых и легких металлов, сульфатов, хлоридов и др. Наибольшие объемы загрязненных вод сбрасывают предприятия Кемеровской, Пермской, Сахалинской областей. Постоянно расширяются площади нарушенных земель, а объемы рекультивации сокращаются.

В России еще в конце 80-х годов был построен законсервированный ныне из-за отсутствия инвестиций опытно-промышленный углепровод Белово-Новосибирск (Западная Сибирь) для использования на ТЭЦ водоугольного топлива нового поколения. Созданное на основе угля, воды и химических присадок, это топливо выгодно отличается высокой экологичностью, стабильностью и пластичностью. Созданная еще 10 лет тому назад, данная технология – по существу, технология XXI века – проходила апробацию путем сжигания водоугольного топлива без его предварительного обезвоживания (в отличие от США) в котлах малой и средней мощности. Это технология должна коренным образом улучшить отношение к углю в качестве котельно-печного топлива. Она позволяет снизить выбросы в атмосферу твердых частиц в 2,5-3 раза, оксидов азота в 1,5-2 раза и оксидов серы – в 2-2,5 раза (по сравнению с традиционным способом сжигания угля), при одновременном снижении транспортных издержек, в сравнении с железнодорожным транспортом, в 1,5 раза. В целях реанимации опытно-промышленного углепровода Белово-Новосибирск и проведения в течение ближайших 2-3 лет необходимых дополнительных НИОКР требуются относительно небольшие инвестиции. Здесь важна помощь МИРЭС и других международных организаций. Она может быть активно востребована на мировых рынках, в первую очередь в таких ведущих угледобывающих странах, как Китай и Индия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по географии

Сравнительная экономико географическая характеристика населения С
На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет о ...