Анализ социально-экономических характеристик республики Тыва

В республике расположены наиболее дефицитные месторождения полезных ископаемых. Это, во-первых, месторождения коксующихся углей, относящиеся к одному из крупных бассейнов каменного угля - Улуг-Хемскому. Во-вторых, республика богата месторождениями цветных, полиметаллических и редкоземельных металлов, россыпного и рудного золота, а также стройматериалов.

Объемы и источники финансирования по долгосрочным программам социально-экономического развития Республики Тыва показывают, что согласно "Программе . 2003 г." на развитие минерально-сырьевой базы республики предполагалось выделить 23,4 млрд руб. или 57,28 % всех средств. Однако следует отметить несбалансированность и нереальность объемов инвестиций в данной программе. Львиную часть средств - 18,2 млрд руб. предполагалось выделить на разработку Улуг-Танзекского месторождения тантала и ниобия, которое находится в труднодоступной части республики. На разработку крупного Элегестинского месторождения коксующихся углей шахтным способом с объемом добычи 1,5 млн т. в год предполагалось выделить всего 300 млн руб. Для реализации "Программы ." около половины - 47,91% средств предполагалось финансировать из средств потенциальных инвесторов, 27,84% - из собственных средств участников "Программы ", 12,3% - из средств республиканского и местных бюджетов. На финансирование из федерального бюджета приходится 11,1% средств. Учитывая размеры капиталовложений в горнопромышленный комплекс, который является одним из рискованных секторов промышленности, а также дотационность республиканского бюджета, вполне очевидно, что данная "Программа . 2003 г." была лишь чисто декларативным документом, не имеющим под собой ни экономической, ни финансовой основы.

Анализ скорректированной "Программы .", которая является частью "Стратегии .", показывает, что основной упор делается на освоение двух месторождений - Элегестского месторождения коксующихся углей и Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд.

Суммарный объем скорректированной "Программы ." вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущей программой, но при этом доля финансирования минерально-сырьевой базы уменьшилась с 23,4 млрд руб. до 8,9 млрд руб. Создается впечатление, что разработчики "Программы ." умело оперируют цифрами и компонуют документ по своему усмотрению без каких-либо обоснований. Слабой стороной и старой и новой редакции "Программы ." является отсутствие расчетов, которые обосновывали бы финансовые расходы. Вероятно, подобное положение дел связано с тем, что в России до сих пор отсутствует единая методика по составлению региональных программ. К сожалению, разработчики "Программы ." и "Стратегии ." не смогли избежать типичных ошибок при составлении региональных программ социально-экономического развития.

Несмотря на достаточно высокий потенциал минеральных ресурсов Республики Тыва, их освоение является очень сложной задачей. Понятно, что без строительства железной дороги в республику, реконструкции и строительства автомобильных дорог внутри республики, развития речного транспорта, решения проблемы расширения энергетических мощностей, потенциал недр реализовать ни в ближайшее время, ни в перспективе не удастся. Очевидно, что даже при желаниях и возможностях ни один крупный бизнес серьезно не решится инвестировать и начать разработку любого крупного месторождения республики по причине отсутствия инфраструктуры. В связи с этим для содействия дальнейшему развитию горнопромышленного комплекса республики необходимо рассматривать различные варианты взаимодействия государства и частного капитала, наиболее популярным из которых становится государственно-частное партнерство (ГЧП). Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по географии

Топливно-энергетический комплекс Украины
Украина как независимое государство образовано в 1991г. На протяжении последних 15 лет наблюдается постепенный продолжительный экономический и социальный спад, который характеризуется такими факторами, как, например, ум ...