Концепции управления маркетингом
В общем смысле концепция часто понимается как система взглядов, способ представления тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как система основных идей, общий замысел, идеология организации деятельности предприятия или отдельного предпринимателя, интегрированная целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий. В этом контексте концепция маркетинга представляет собой научно обоснованный замысел (проект) организации деятельности вообще и/или маркетинговой деятельности в частности, который основывается на конкретной руководящей идее, эффективной стратегии, необходимом оперативном инструментарии осуществления предпринимательства в целях достижения результатов, определяемых стратегическим планом предприятия.
Концепция маркетинга должна разрабатываться на основе стратегического анализа планируемой или осуществляемой деятельности предприятия. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:
- осуществление стратегического анализа внутренней и внешней среды;
- определение целей предприятия и целей маркетинговой деятельности;
- обоснование маркетинговой стратегии;
- выбор инструментария маркетинговой деятельности в целях достижения запланированных результатов.
В зависимости от уровня развитости производства и спроса на предложенные товары концепция маркетинга претерпевала эволюционное развитие. Изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).
Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия (Таблица 2).
Предложенная классификация концепции маркетинга не может рассматриваться, как правило, норма или стандарт для каждой страны. Эволюция маркетинга в каждой отдельной стране в зависимости от уровня развития рыночных отношений имеет определенные специфику и особенности. Однако мировой опыт становления маркетинга и развития
Таблица 2 - Эволюция концепции маркетинга [2]
Подход |
Объект исследования |
Акцент подхода |
Товарный |
Средства производства Потребительские товары Сельскохозяйственные товары Услуги |
Предмет обмена |
Институциональный |
Оптовая торговля Розничная торговля Производитель Многочисленные посредники |
Осуществление процесса обмена |
Функциональный |
Изучение рынка Продвижение Организация купли-продажи Политика цен Материально-техническое снабжение |
Осуществление отдельных функций обменной деятельности |
Концептуальный |
Сокращение расстояний, времени, соблюдение сроков, оценка ценностей при согласовании спроса и предложения |
Рынок |
С позиции управления компании |
Руководитель предпринимательской деятельности |
Принятие решений |
С позиции формирования потребительского решения |
Потребители | |
Системный или с позиции теории систем |
Маркетинг как подсистема предпринимательской и экономической систем |
Системность, единое целое |
рыночных отношений является полезным, так как может использоваться как ориентир при формировании рыночных отношений и организации предпринимательской деятельности в конкретной стране. Кроме того, становится известной общая тенденция развития маркетинга — перенос внимания с производства товара на потребителя, его нужды и потребности.
Производственная концепция
ставит во главу угла производителя и увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя — ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.
Другое по географии
Кизел
Кизел —
город в Пермском крае, административный центр Кизеловского муниципального
района. Имеет статус городского поселения.
Население 21,1
тыс. жителей (2008), с подчинёнными населёнными пунктами — 30.286 человек
( ...