История развития маркетинга

Основными причинами обособления маркетинга в самостоятельную теорию явились:

- усилившийся прогресс концентрации и централизации капитала;

- появление монополистических союзов;

- отдаление производителя от потребителя в условиях укрупнения масштабов производства и его специализации;

- усиление конкурентной борьбы в ее новой форме: особенно разорительной монополистической конкуренции.

Все указанные причины привели к формированию так называемого рынка потребителя, т. е. рынка, для которого характерны превышение предложения над спросом и острая конкурентная борьба, а как следствие – серьезные проблемы со сбытом произведенной продукции [2, с. 40].

В 1908 г. была создана первая коммерческая маркетинговая организация, во многих крупнейших в то время фирмах стали создаваться отделы исследования маркетинга (1911г. — «Кертис паблишинг», «Ю.С. Раббер», «Свифт энд компани» и др.). Создание этих организаций и их деятельность положили начало научным публикациям о маркетинге, в которых были сделаны попытки формирования основ маркетинга как искусства управления сбытом.

В 1926 г. в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных работников и представителей делового мира. Несколько позже подобные ассоциации и организации появились и в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные организации — Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения (ЭСОМАР), Европейская академия маркетинга, Международная Федерация маркетинга (ИМФ). Статус международных имеют по существу:

• Американская ассоциация маркетинга (АМА);

• Институт маркетинга Великобритании;

• Индийский институт маркетинга и управления и др.

С конца 80-х — начала 90-х годов наблюдался процесс глобализации маркетинга. Так, в 1992 г. в г. Канбере (Австралия) прошла международная конференция по глобальному маркетингу, которая провозгласила: «Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом» [3, с. 17].

С точки зрения практического использования маркетинга интересно также будет рассмотреть временную шкалу инноваций (Таблица 1).

Таблица 1 - Временная шкала инноваций

[4]

Временной интервал

Событие

1450 г.

Появление металлической печатной машинки Гуттенберга для массовой печати брошюр и листовок

1730-е

Появление журналов (будущий вектор маркетинга)

1836 г.

Первая оплачиваемая реклама в газете (Франция)

1839 г.

Запрет плакатов на частной собственности в Лондоне

1864 г.

Первое упоминание об использовании телеграфа для массовой рассылки спасма (spam)

1867 г.

Первое упоминание об аренде Billboard

1880-е

Ранние примеры брэндирования, как торгового маркетинга

1905 г.

Университет Пенсильвании предлагает курс «Маркетинг товаров»

1908 г.

Открытие бизнесс-школы в Гарварде

1922 г.

Начинается реклама на радио

1940-е

Создание электрического компьютера

1941 г.

Первый случай использования телевизионной рекламы

1950-е

Систематизация телемаркетинга

1970-е

Изобретение электронной коммерции

1980-е

Развитие базы маркетинга как предшественника CRM (система управления взаимодействием с клиентами)

Появление маркетинга отношений

Появление компьютерно-ориентированного спама (spam)

1984 г.

Введение в «партизанский» маркетинг

1985 г.

Демократизация производства печатной рекламы

1991 г.

Комплексные маркетинговые коммуникации получают академический статус

1990-е

CRM and IMC (интегрированные маркетинговые коммуникации) (в различных формах и наименованиях)занимают доминирующее положение в промоушене и маркетинговом планировании

1995-2001 гг.

Пузырь доткомов временно переопределяет будущее маркетинга. Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века.

1996 г.

Выявление вирусного маркетинга

2000-е

Интегрированный маркетинг получает признание в 2002 году – создается первый научный центр, посвященный ему

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Сибирский федеральный округ
С переходом к рыночным отношениям и развивающейся тенденцией хозяйственной самостоятельности регионов положение Сибирского федерального округа относительно стабильно. Регион может обеспечивать свое дальнейшее социально ...