История развития маркетинга
Основными причинами обособления маркетинга в самостоятельную теорию явились:
- усилившийся прогресс концентрации и централизации капитала;
- появление монополистических союзов;
- отдаление производителя от потребителя в условиях укрупнения масштабов производства и его специализации;
- усиление конкурентной борьбы в ее новой форме: особенно разорительной монополистической конкуренции.
Все указанные причины привели к формированию так называемого рынка потребителя, т. е. рынка, для которого характерны превышение предложения над спросом и острая конкурентная борьба, а как следствие – серьезные проблемы со сбытом произведенной продукции [2, с. 40].
В 1908 г. была создана первая коммерческая маркетинговая организация, во многих крупнейших в то время фирмах стали создаваться отделы исследования маркетинга (1911г. — «Кертис паблишинг», «Ю.С. Раббер», «Свифт энд компани» и др.). Создание этих организаций и их деятельность положили начало научным публикациям о маркетинге, в которых были сделаны попытки формирования основ маркетинга как искусства управления сбытом.
В 1926 г. в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных работников и представителей делового мира. Несколько позже подобные ассоциации и организации появились и в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные организации — Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения (ЭСОМАР), Европейская академия маркетинга, Международная Федерация маркетинга (ИМФ). Статус международных имеют по существу:
• Американская ассоциация маркетинга (АМА);
• Институт маркетинга Великобритании;
• Индийский институт маркетинга и управления и др.
С конца 80-х — начала 90-х годов наблюдался процесс глобализации маркетинга. Так, в 1992 г. в г. Канбере (Австралия) прошла международная конференция по глобальному маркетингу, которая провозгласила: «Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом» [3, с. 17].
С точки зрения практического использования маркетинга интересно также будет рассмотреть временную шкалу инноваций (Таблица 1).
Таблица 1 - Временная шкала инноваций
[4]
Временной интервал |
Событие |
1450 г. |
Появление металлической печатной машинки Гуттенберга для массовой печати брошюр и листовок |
1730-е |
Появление журналов (будущий вектор маркетинга) |
1836 г. |
Первая оплачиваемая реклама в газете (Франция) |
1839 г. |
Запрет плакатов на частной собственности в Лондоне |
1864 г. |
Первое упоминание об использовании телеграфа для массовой рассылки спасма (spam) |
1867 г. |
Первое упоминание об аренде Billboard |
1880-е |
Ранние примеры брэндирования, как торгового маркетинга |
1905 г. |
Университет Пенсильвании предлагает курс «Маркетинг товаров» |
1908 г. |
Открытие бизнесс-школы в Гарварде |
1922 г. |
Начинается реклама на радио |
1940-е |
Создание электрического компьютера |
1941 г. |
Первый случай использования телевизионной рекламы |
1950-е |
Систематизация телемаркетинга |
1970-е |
Изобретение электронной коммерции |
1980-е |
Развитие базы маркетинга как предшественника CRM (система управления взаимодействием с клиентами) |
Появление маркетинга отношений | |
Появление компьютерно-ориентированного спама (spam) | |
1984 г. |
Введение в «партизанский» маркетинг |
1985 г. |
Демократизация производства печатной рекламы |
1991 г. |
Комплексные маркетинговые коммуникации получают академический статус |
1990-е |
CRM and IMC (интегрированные маркетинговые коммуникации) (в различных формах и наименованиях)занимают доминирующее положение в промоушене и маркетинговом планировании |
1995-2001 гг. |
Пузырь доткомов временно переопределяет будущее маркетинга. Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. |
1996 г. |
Выявление вирусного маркетинга |
2000-е |
Интегрированный маркетинг получает признание в 2002 году – создается первый научный центр, посвященный ему |
Другое по географии
Федеративная республика Германия
Федеративная республика Германия
расположена в Центральной Европе и граничит с девятью государствами -
Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией,
Чехией и Польшей. На юге она ...