Правовое регулирование и перспективы развития федерального курорта Кавказские Минеральные Воды

В общегосударственной системе охраны здоровья и в формировании здорового образа жизни среди населения страны важное место отводится санаторно-курортному лечению. Значимость последнего обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости и смертности населения.

Созданная система не имеет аналогов в мировой практике, поскольку является звеном в цепи эффективного оздоровления населения «поликлиника – больница – санаторий». После долечивания в санатории больные выздоравливают в 1,5-2,5 раза быстрее.[7]

Многообразие природных лечебных факторов, богатство курортных ресурсов и чрезвычайно высокая эффективность их применения в практике отечественного здравоохранения определили особое внимание, которое во все времена уделялось развитию курортного дела. Несмотря на это, проблем в этой отрасли очень много.

Это финансирование курортов, лицензирование комплекса санаторно-курортных услуг, вопросы сбережения природных и лечебных ресурсов и т.д. Необходимо развивать сеть детского санаторно-курортного лечения, всячески способствовать оздоровлению социально незащищенных категорий населения, инвалидов и пенсионеров.

Кавказские Минеральные Воды (далее – КМВ) являются крупнейшим и старейшим курортом в Российской Федерации. Соответственно все проблемы, стоящие перед курортами страны, в полной мере выражены и в КМВ.

На относительно небольшой территории региона Кавказских Минеральных Вод сконцентрировано неповторимое многообразие природных лечебных факторов (минеральные воды, лечебные грязи, целебный климат) и живописного ландшафта, памятников историко-культурного наследия, исторически сложилась развитая курортно-рекреационная инфраструктура.

Помимо минеральных вод и лечебных грязей курортный регион КМВ отличается и большим разнообразием ландшафтно-климатических особенностей, обусловленных горным рельефом и сложным сочетанием геоморфологических зон.

Особенно выделяется в этом отношении курорт Кисловодск, где климатолечение применяется наряду с бальнеолечением.

Установленные границы особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ располагаются на территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики.

В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод региону Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации»[8] придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, имеющего федеральное значение.

Непосредственное государственное управление регионом Кавказских Минеральных Вод возложено на администрацию КМВ, полномочия и деятельность которой определяются Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах», и включает вопросы экономического и социального развития на территории КМВ, контроля за соблюдением законодательства, в том числе в области земельной реформы, землепользования, строительства, лицензирования производственной деятельности на территории региона.

Основополагающим документом являлась долгосрочная Федеральная программа «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1063 «О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ» (далее – Программа).

Существующая в настоящее время правовая база по функционированию и развитию курортов Российской Федерации, в частности, по Кавказским Минеральным Водам не в полной мере обеспечивает приоритетность функционирования региона как лечебно-оздоровительной местности, не позволяет осуществлять в должной мере регулирование хозяйственного комплекса и использование природных лечебных ресурсов, не дает возможности контроля за соблюдением особого режима природопользования на территории трех субъектов, входящих в округ горно-санитарной охраны. Все это ведет, в конечном итоге, к нерациональному использованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей и деградации уникальных природно-лечебных факторов, которые являются основой деятельности всей курортной системы.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ ...