Природопользование на охраняемых территориях

Большинство рекомендаций по развитию единой системы охраняемых территорий на практике пока не реализуется. Причинами служат недостаток государственного финансирования; отсутствие баланса между запретительными мерами и экономическими санкциями, между государственной и частной собственностью, в том числе сданной в аренду; отсутствие разумного сочетания правовых и экономических мер регулирования; использование запретительных мер как основного рычага управления охраняемыми территориями, не дающих, впрочем, реальных положительных результатов.

Путь простого расширения сети охраняемых территорий до определенного соотношения площадей [13, 14] в сегодняшней ситуации не решает поставленных задач, а кроме того, способствует появлению новых проблем и конфликтов. На данном этапе целесообразнее использовать имеющиеся охраняемые территории для изучения возможности оптимального трансформирования их деятельности и внедрения экологически допустимых форм рационального природопользования. А при создании новых охраняемых территорий необходимо исходить из неравномерной освоенности территории Байкальского бассейна, а, следовательно, учитывать возможные различия в целях, задачах и иерархии заповедания.

Территории, где почти нет антропогенного влияния, обычно труднодоступны, что само по себе приводит к естественному заповеданию, и таким территориям иногда достаточно придать лишь соответствующий юридический статус (что возможно, например, с труднодоступными старовозрастными кедрачами Хантей-Чикойского нагорья вблизи Буркальского заказника).

В условиях крайней степени освоенности района с наличием островков относительно нетронутой или воссозданной природы таким территориям возможно присвоение статуса охраняемых с последующим их расширением путем создания вокруг них буферных зон и включения их в состав охраняемого ядра. Так было в Читинской области при создании в непосредственной близости от Даурского заповедника заказника Цасучейский бор. Приемлемо также создание кластерной охраняемой территории, состоящей из очень небольших сохранившихся участков — микрозаказников (например, Сушинский Калтус вместе с другими планируемыми такими же территориями), способствующих сохранению ядер популяций видов растений и животных.

Следует упомянуть три главных критерия, которые исторически служили основой выделения охраняемых территорий: 1) ценность с научной точки зрения; 2) эстетическая ценность; 3) утилитарная ценность (сохранение конкретного природного ресурса, вида) [18]. В некоторых случаях спор между сторонниками природопользования и инициаторами заповедания разрешался с помощью дополнительных критериев, таких как уникальность, репрезентативность, высокая плотность редких и исчезающих в других регионах видов и т. п.

Существенно различающиеся цели субъектов природопользования и управления охраняемыми территориями нередко приводят к конфликтам в случаях совпадающих территориальных претензий. Противоречия обычно появляются с момента согласования с ведомствами и административными структурами документов по созданию новой охраняемой территории и могут оставаться даже после ее возникновения.

Существуют варианты непротиворечивого взаимодействия администраций охраняемых природных территорий и субъектов природопользования. Два наиболее приемлемых из них относятся к использованию охраняемых территорий как научных и рекреационных объектов при условии приоритетности этих двух направлений деятельности перед другими видами природопользования, контролируемости процесса, возможного финансового поддержания территории и людей, проживающих в границах охраняемых земель.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Кизел
Кизел — город в Пермском крае, административный центр Кизеловского муниципального района. Имеет статус городского поселения. Население 21,1 тыс. жителей (2008), с подчинёнными населёнными пунктами — 30.286 человек ( ...