Проблемы лесопромышленного комплекса Российской Федерации

· В число мер по лесовосстановлению входят мелиорация, введение почвоулучшающих древесных, кустарниковых и травянистых растений, использование удобрений, средств защиты деревьев от вредных насекомых, улучшение микроклиматических лесных массивов при использовании различных систем рубок.

Проблема износа оборудования.

Конкурентоспособность компаний российского ЛПК до последнего времени обеспечивалась заделом, созданным еще в эпоху СССР. Сейчас же этот ресурс близок к истощению. Инфраструктура лесозаготовок, основа которой заложена до начала 90-х годов, уже не отвечает современным потребностям. Производственные мощности построенных еще в советское время ЦБК практически полностью исчерпаны. Используемые технологии внедрены почти полвека назад и по технико-экономическим показателям в 2-4 раза уступают техпроцессам, применяемым западными конкурентами. За это отечественным компаниям приходится платить значительно более высокими издержками, худшей экологией производства, более низким качеством продукции.

В настоящее время основные проблемы ЛПК связаны прежде всего с необходимостью реконструкции и полного технического перевооружения предприятий отрасли. По статистике средний возраст оборудования в промышленности — 25 лет. При этом лишь 10% основных производственных фондов можно считать современными. Проблема усугубляется, с одной стороны, отсутствием в России современного лесозаготовительного и целлюлозно-бумажного машиностроения, способного производить технику, соответствующую мировым стандартам, с другой — тем, что значительные импортные пошлины на лесные машины и оборудование в совокупности с высокими ценами на них не позволяют российским лесопромышленным предприятиям конкурировать с развитыми странами. Производительность труда в ЛПК России почти в 10 раз ниже, чем в Финляндии.

Отсутствие нового современного оборудования крайне негативно отражается на конкурентоспособности российской лесопродукции. При самом высоком в мире качестве сырьевой базы (особенно ценными являются леса Урала и Сибири), из-за низкого качества обработки, цены на продукцию отечественных производителей на 30–40% ниже среднемировых. Кроме того, за годы рыночных преобразований в России практически полностью утрачен научно-технический потенциал отрасли, что также снижает конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. А это прежде всего влияет на поступления экспортных доходов в бюджет страны. По оценкам экспертов, российская казна теряет более $1 млрд. в год [10].

Пути решения проблемы:

· Модернизация и замена всего заготовительного и перерабатывающего оборудования ЛПК

· Привлечение иностранных инвестиций

· Снижение пошлин на лесные машины и оборудование

· Государственная поддержка предприятий

Проблема нелегальных вырубок и заготовок леса.

Незаконные рубки деревьев (особенно ценных пород) составляют сегодня более 30% от общего объема заготовок. Нередко заготовка леса таким способом ведется без разрешений и лицензий, причиняя значительный экологический ущерб. Множество злоупотреблений и нарушений в лесопромышленном комплексе вызвано прежде всего тем, что в стране существует большое количество избыточных налогов, которые вынуждены платить предприятия отрасли. Так, лесозаготовительные предприятия платят налог на воспроизводство, охрану и защиту лесов и прочие лесные подати, по сути являющиеся для них издержками производства. Также предприятия обложены сбором на строительство и содержание дорог, которые они строят сами, за счет собственной прибыли. Непонятным остается налог на владельцев автотранспортных средств, а ведь они являются для лесозаготовительных предприятий технологическим оборудованием. «Лесные» специалисты считают, что из-за больших налогов заготовка леса становится нерентабельной, и по этой причине лесозаготовители уходят в теневой и криминальный бизнес.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Проблемы ДВФО и пути решения
Для транспорта на территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны такие проблемы текущего состояния и эксплуатации, как растущий сверхнормативный износ путей сообщения, сооружений и подвижного состава, дос ...